Skip to content

KEF


KEF

Есть совсем немного имен, без которых невозможно представить себе Hi-Fi. KEF — одно из них. Место прославленной британской компании в High Fidelity, по-видимому, равнозначно месту Ньютона и Ома в физике, Бетховена и Чайковского в музыкальном искусстве…

Вначале 1960-х дипломированный инженер Раймонд Кук, прошедший профессиональную шлифовку в университете и на Би-би-си и обладавший уже немалым опытом конструирования акустических систем, решил, что настала пора действовать самостоятельно. И основал компанию на земле литейного предприятия KEF (Kent Engineering&Foundry).

Новорожденная бизнес-единица получила имя KEF Electronics, которое спустя годы завоевало наивысший авторитет в среде любителей и знатоков качественного звучания.

Сегодня, как и более полувека назад, компания располагается в главном городе графства Кент, Мейд-стоуне. Чтобы понять, что такое KEF, необходимо обратиться к Hi-Fi-среде в Великобритании и мире в 1940—60-е годы и к личности Раймонда Кука.

Раймонд Кук. Молодые годы

Кук всегда любил музыку. Слова о любви создателей аудиоаппаратуры к музыке давно стали общим местом, их произносят настолько часто, что сама эта любовь воспринимается как непременное условие успешной деятельности на поприще Hi-Fi наряду с техническим образованием и, разумеется, талантом. Так или иначе, Раймонд играл на скрипке и виолончели, причем настолько хорошо, что принимал участие в знаменитых лондонских Proms (променадных концертах Генри Вуда). Правда, не могу сказать, на каком именно инструменте он играл…

Любовь к музыке нередко соседствует с увлечением Hi-Fi, и Кук не был исключением. Известно, что на звуковую аппаратуру он потратил все средства, полученные после увольнения из Королевского военно-морского флота (он стал гражданским в 1946 году).

Далее в биографии основателя KEF — обучение в лондонском Политехническом институте Баттерси и в Лондонском университете, где он изучал электронику и по окончании которого ему была присвоена степень бакалавра естественных наук. Кук окончил университет в 1951 году. Бегло проследим, что он делал и что заполняло его мысли в течение десяти лет, оставшихся до основания KEF.

В 1954 году Раймонд Кук был принят в штат Би-би-си в качестве инженера (Design Department). Прежде чем приступить к работе над акустическими системами, он занимался пленочными магнитофонами, использовавшимися во время звукозаписи. Решив начать свое дело, он получил поддержку британского аудиосообщества — во многом благодаря его сотрудничеству с Би-би-си.

Вероятно, по этой же причине KEF было доверено изготовление мини-монитора BBC LS3/5a (LS3/5 — 1970-й, LS3/5a — 1974 год), пожалуй, самого знаменитого компактного спикера (не хочется называть его полочником) за всю историю Hi-Fi.

Эта акустическая система оснащалась динамиками производства KEF, но до 1994 года не помечалась логотипом фирмы (под маркой KEF она выпускалась только в 1994 — 1998 годах). Большое значение имели общение и работа Кука с Гилбертом Бриггсом.

Кук и Бриггс

В 1940-х Кук познакомился с книгой Гилберта Бриггса «Громкоговорители» и с самим автором и высказал тому свое несогласие с некоторыми выдвинутыми им положениями, касающи-мися низкочастотного акустического оформления. Впоследствии Бриггс признавался, что Кук помог ему исправить ряд мест в его книге. Любопытно, что в 1955—61 годах Кук работал рука об руку с Бриггсом в Wharfedale. Хорошая школа, согласитесь. Как и Би-би-си.

В интервью, данном в 1994 году американскому журналу «Audio», Кук, который занимал тогда пост пожизненного президента (life president) KEF, заметил, что, несмотря на небольшой объем npoH3BOACTBa,Wharfedale была в то время ведущей британской компанией наряду с Goodmans.

Деятельность Кука в интересующей нас области начала разворачиваться в знаменательную пору аудиоистории, когда получили широкое распространение долгоиграющие грампластинки, появилось стерео (первая стереофоническая пластинка была записана в 1940-е и содержала оркестровые произведения в исполнении Г. фон Караяна), изобрели транзистор, были созданы первая полнодиапазонная электростатическая АС (QUAD ESL-57) и широкополосные драйверы Lowther, в производстве колонок стал использоваться пластик.

Тогда же, во второй половине 1950-х, Кук помогал Бриггсу и П. Уокеру (QUAD) в проведении исторических опытов по сравнению живого звучания со звучанием аудиосистемы прямо в концертном зале (первая демонстрация состоялась в Канаде, в зале университета, последующие — в Блэдфорде и лондонском Фестивал-холле). Важно помнить об этом начинании выдающихся личностей сегодня, когда живое — естественное — звучание музыки, в первую очередь классической, постепенно утрачивает роль абсолютного и незаменимого эталона при оценке звучания искусственного (аудио).

Мыслитель

Раймонд Кук, почитаемый многими как мыслитель, поставил перед собой задачу примирить некоторые противоречивые идеи в области воспроизведения баса. В то время считалось, что главный фактор, определяющий качество нижнего регистра, — диаметр излучателя. Кук показал, что это не так. Он замечал, что даже 15-дюймовый динамик далеко не всегда обеспечивает хороший бас, зато его вполне можно получить при помощи 12-дюймового.

На основании математического анализа он утверждал, что наряду с размером излучателя необходимо принимать в расчет частоту резонанса и объем НЧ-оформления. Ему же принадлежит идея акустического фильтра для борьбы со стоячими волнами и корпусными резонансами. KEF Electronics родилась в сентябре 1961 года.

«Со времени своего основания KEF опиралась на технологические инновации, а не на аудиофильскую моду. Компания разработала и усовершенствовала немало технологий, среди которых «связанные резонаторы» (coupledcavities), АСЕ, Uni-Q и др. Позиции KEF, как лидера отрасли, в немалой мере обусловлены внедрением компьютерного анализа в процесс разработки», — говорится в книге Кена Кесслера и Эндрю Уотсона «КЕF. Полвека инноваций в звучании». Уже в 1975 году KEF приобрела анализатор Фурье — весьма редкий комплекс в то время.

Здесь очень важно подчеркнуть, что Раймонд Кук был среди первых и немногих инженеров, поставивших конструирование и производство акустических систем на научную основу. Необходимо помнить: то, что сегодня является почти повсеместной практикой, далеко не всегда было нормой. Безусловный приоритет технологических инноваций позволял Куку и инженерам, которым он передал эстафету, формировать аудиофильскую моду.

В вышеупомянутом интервью 1994 года он говорил, что 1950—60-х наука играла незначительную роль в проектировании акустических систем и что наряду с ним на нее опирались только Эдгар Виллчур (Acoustic Research), конструкторы Bowers&Wilkins и, пожалуй, Пол Клипш, а большинство компаний действовало в основном по наитию. «Стив Джобе мира аудио» — такие слова о Куке есть в книге Кесслера и Уотсона.

Первые годы

KEF

Уже в октябре 1961-го фирма представила свою акустику, в том числе трехполосную модель в классическом (введенном в обиход ВВС) формате «четыре кубических фута». Первые АС компании — Kl Simline, Monitor и Celeste (последняя была довольно успешной), а динамики ее производства — вуфер BI815 , среднечастотник M64 и твитер T15. В середине 1960-х увидели свет компактные колонки Duette de Lux.

Заметные достижения KEF начала 1970-х — акустические системы Chorale, Coda и Concerto.

Важная веха в истории британской компании — появление в 1977 году легендарных колонок Model 105, которые были созданы во многом «на кончике пера» — как объект научно-теоретических изысканий. В материалах KEF прошлого и настоящего можно видеть изображение Раймонда Кука рядом с акустической системой Model 105.2, пришедшей на смену Model 105 в 1979-м. Она относится к серии Reference, первая АС которой. Model 104, вышла в 1973-м. Еще один великолепный представитель этой линейки — Model 109. К сожалению, формат статьи дает возможность описать конструкторско-про-изводственную деятельность KEF только фрагментарно.

KEF конструировала и производила АС и для альма матер Раймонда Кука — Би-би-си. Вот некоторые ее колонки для профессионального использования (всего было выпущено пять наименований): LS5/1A, LS5/2A, LS3 (все 1963 год). В 1988 году произошло еще одно знаменательное событие: родилась первая акустика с коаксиальным динамиком Uni-Q — модель С35. Эта технология, ставшая сегодня визитной карточкой компании, реализована во многих линейках, в том числе Reference, Blade и Muon.

KEF. Настоящее

В августе нынешнего года гости из России имели возможность посетить Мейдстоун, услышать рассказ о делах компании, так сказать, из первых уст и увидеть многое своими глазами. Роль гида в эти дни взял на себя Йохан Кург (Brand Development), нередкий гость в нашей стране.

Более двадцати лет KEF является частью концерна GP, причем действует совершенно самостоятельно. Со времени присоединения к GP она выросла в четыре раза, товары под ее маркой продаются в 60 странах. В Мейдстоуне располагаются штаб-квартира, конструкторский и исследовательский отделы фирмы. Здесь же сосредоточено производство акустических систем серий Reference, Blade и Muon. Остальная продукция компании KEF изготавливается на огромной фабрике в Китае, которая была построена в 2004 году.

Все — конструирование, производство и менеджмент — соответствует самому высокому уровню, установленному отцом-основателем KEF Раймондом Куком.

Как и прежде, решающее значение принадлежит компьютерному моделированию. Современные методики позволяют серьезно сократить время от чертежа до прототипа, ускорить процесс разработки и сделать его более эффективным.

В Мейдстоуне функционирует небольшого объема безэховая камера, а также имеется используемое для аналогичных контрольных акустических измерений большое помещение с окном наружу.

Хозяева показали производство, где можно было наблюдать сборку колонок Blade, моделей линейки Reference. По завершении сборки готовое изделие проходит строжайший контроль в небольших безэховых камерах. Исключительный интерес вызвал просторный музей, где собрана продукция KEF за пятьдесят лет существования фирмы.

Пожалуй, ни один производитель не может похвастаться столь впечатляющей выставкой собственных достижений. Например, у Tannoy есть всего лишь небольшой угловой шкаф с малым количеством образцов.

В музее KEF очень много ценных экспонатов. Среди них — легендарная Model 105.2, мини-монитор ВВС LS3/5a, Model 109, знаменитый предшественник нынешнего флагмана компании, в свое время посетивший немало разных аудиошоу, — Concept Blade. Представлен там и прототип акустической системы Muon.

Там же, на территории музея, состоялась впечатляющая демонстрация музыкальных возможностей Blade (на авансцене красовались колонки в эффектном оранжевом лаке) и замечательных компактных LS50. Таким образом, британская компания по-прежнему идет в авангарде Hi-Fi.