Skip to content

Цифровые книги. Часть 3


Цифровые книги. Часть 3

Оцифровка и сохранение в электронном виде оказывается наиболее предпочтительным способом доставки книжного контента читателю по сравнению со всеми прочими доступными сегодня вариантами.

Динамика непрерывно растущего спроса на электронную «печатную» продукцию свидетельствует, что закат традиционной печатной индустрии уже предрешен. Вопрос лишь в том, насколько скорым он будет. Что, в свою очередь, зависит от того, как быстро издатели и авторы освоят новейшие — цифровые — каналы взаимодействия с читателями.

Поход в магазин за традиционной книгой для многих любителей чтения — не менее сакральный процесс, чем шопинг-терапия для гламурных жертв индустрии моды. Тихое перемещение между плотно забитыми полками, шелест страниц, аромат типографской краски и клейстера, одухотворенные лица таких же библиофилов по соседству — все это доступно исключительно в офлайновом режиме, и электронные книжные магазины тут ничего не в силах противопоставить старой доброй реальности, данной нам во всем спектре доступных ощущений.

Однако такое наслаждение самим процессом выбора новой книги в наши дни — подлинная роскошь, поскольку требует жертвования самым ценным из имеющихся в распоряжении современного человека ресурсом: временем. Все меньше тех, кому действительно хочется и/или надо читать, в состоянии позволить себе многочасовые визиты в книжные магазины, неспешные беседы с высокопрофессиональными консультантами, выбор новинок практически наугад (по одной лишь обложке или мини-рецензии маститого критика).

Переход книжной индустрии в цифровую форму сопровождается теми же процессами, что больно аукается сейчас звукозаписывающей индустрии. Новое поколение меломанов уже не готово платить за котов в мешках, десятилетиями приносивших основные прибыли звукозаписывающим компаниям и музыкантам, — за сборники и альбомы, в которых немногочисленные настоящие хиты перемежаются откровенно проходными композициями.

Преданные фанаты исполнителей и групп, может, еще и готовы выкупать всю доступную дискографию своих любимцев целиком, но основная масса потребителей голосует отныне кровным долларом (точнее, девяноста девятью центами за трек в iTunes Store) за бескомпромиссную и полную определенность.

Очень немногие теперь готовы сначала платить и лишь затем слушать то, за что они, собственно, отдали свои деньги. Та же ситуация — и с кинопрокатом: пиратские версии по-настоящему успешных фильмов работают в качестве рекламы, побуждая восхищенных зрителей отправляться в кинотеатр, чтобы насладиться достойным зрелищем в наиболее комфортных условиях. Провальные же картины возможность неофициального «предварительного просмотра» в Сети обрекает на еще более скорое забвение.

Оцифрованные книги не менее бескомпромиссно представляют товар лицом — как бы ни старались правообладатели бороться с утечками информации. Отличный тому пример — серия романов о Гарри Поттере, которая вот-вот станет доступна к официальному онлайновому приобретению в цифровом виде. Да-да, все верно; вплоть до 2011 г. самый успешный книжный сериал в новейшей истории человечества лицензировался исключительно в виде печатных книг.

Кому-нибудь из фанатов серии это помешало находить в Сети каждый новый роман о юном волшебнике со шрамом буквально через несколько дней после выпуска? Ни в коем случае. Широкая доступность пиратских копий «Поттерианы» ударила по карману Джоан Роулинг и ее издателей? Вряд ли. Скорее, наоборот: постоянно нарастающая от книги к книге напряженность сюжета и достойное развитие персонажей раз за разом побуждали поклонников серии, ознакомившись с содержанием очередного тома по неофициальным каналам, приобретать печатное издание.

Наверняка теперь и официально одобренная цифровая копия семитомника будет расходиться неплохими темпами, — возможность держать любимую книгу под рукой в своем смартфоне, планшете или специализированной «читалке» привлечет многих. К тому же проект в любом случае не принесет издателям никаких убытков — одну только прибыль. С коммерческой точки зрения оцифрованные книги — настоящее «золотое дно».

Традиционное книгоиздание — весьма рискованный бизнес. Типографии, издательства, склады и розничные магазины требуют огромных расходов на аренду площадей, печатные станки и материалы, транспортировку, электроэнергию и бог весть на что еще. Угадать же пристрастия публики, сделать ставку на действительно успешный книжный проект — настоящая лотерея. Не случайно в последние годы в самых востребованных широкой публикой жанрах («иронический» и «брутальный» детективы, дамский роман, «боевая» фантастика) так сильно развито поточное производство.

Оказавшуюся вдруг удачной тему начинает разрабатывать сразу множество авторов («С.Т.А.Л.К.Е.Р.», «Метро 2033» и т. п.), а то и «литературных негров», вся писанина которых издается под одним и тем же именем, выступающим уже в качестве бренда. Многие издательства просто не готовы заключать договоры с новыми авторами, если те предоставляют им свой первый роман обособленной книгой: ведь если та окажется успешной, публика незамедлительно потребует продолжения — стало быть, надо иметь наготове ожидающий запуска в производство сиквел!

Электронные книги — совершенно другое дело. Они требуют лишь минимальных затрат на редактуру, вычитку и верстку; для них не существует проблем ограниченности тиража, затоваривания складов и логистики. Если книга в цифровом виде оказывается популярной, «сарафанное радио» блогов и соцсетей становится куда более эффективным инструментом ее продвижения, чем любая широковещательная реклама.

Единственная проблема, сдерживающая сейчас развитие рынка электронных книг, — не до конца отлаженные каналы дистрибуции. Эту проблему с успехом решают брендированные онлайновые магазины, которые в качестве терминальных устройств для доставки приобретенных цифровых книг ориентируются на «читалки» или планшеты; в первую очередь, конечно, речь об iTunes Store и Amazon.com.

Взять в руки такое терминальное устройство, зайти в меню выбора книжных новинок, пролистать доступные варианты, ознакомиться с рецензиями и/или фрагментами текстов, оформить заказ и моментально заполучить полный текст книги — на это владелец планшета или конвергентной «читалки» затратит несколько минут. Огромный прорыв, с точки зрения современного, вечно занятого и дорожащего своим временем, читателя.

Коммерческая привлекательность цифрового книгоиздания огромна — как, впрочем, и потенциал его воздействия на культуру.

Ничтожность непрофильных расходов, весьма аппетитное соотношение выручки и чистой прибыли позволяют издателям рассматривать практически любые предложения, в том числе и от авторов, которые в иных условиях и рассчитывать не могли на официальную (а не любительскую, на сайтах вроде «Проза.ру» или «Самиздат») публикацию. Конечно, требует своего решения проблема пиратства, но это тема для отдельного большого исследования (к тому же, как показывает практика западных цифровых издательств, проблема эта для отрасли критичной не является).

Огромный ассортимент ридеров всегда доступен в магазинах сети Техносила.