Skip to content

Нота Плюс


Нота Плюс

Компании «Нота Плюс» в этом году исполнилось 18 лет. Именно их салон на Большой Ордынке стал одним из первых Hi-Fi-салонов в Москве. Там побывал, наверное, каждый увлеченный хорошей техникой человек. Сергей Свитенко, генеральный директор «Нота Плюс», начал работать в компании с первых дней ее основания и даже немного раньше.

Как вы оказались на Hi-Fi-рынке, почему связали с ним свою карьеру?

Как всегда, все случайно и неслучайно. С ранних лет я, так или иначе, занимался чем-то неподалеку от музыки — светомузыку собрать, магнитофон переделать (с детства паяльник в руках). Когда учился в техникуме, а позже в институте (по профессии я инженер микроэлектронной техники), был звукооператором в группе, примочки гитарные паял. Даже пытался, правда, без особого успеха, научиться играть на гитаре, Сантаны из меня не вышло… Друзья, которые изредка ездили за границу, привозили записи. Мы их переписывали на ленту, кассеты, и это был уже какой-то «бизнес». После окончания института поработал в оборонке. А потом мне знакомые предложили работу в магазине, продававшем аудиотехнику.

На собеседовании меня спросили: «А вы вообще разбираетесь в этом?» Конечно, ответил, что разбираюсь. Наврал. Я такую электронику видел только на картинках. Мечта детства Sharp 777, а тут… Магазин назывался «Александра Р», принадлежал он Торговому дому «Романов». Собственно, к ТДР мы относимся и сейчас. Это большой холдинг: от выпуска шампанского и вина до строительства.

В салоне «Александра Р» существовало несколько подразделений: Hi-Fi-аппаратура, бытовая техника, кухонная и AV-мебель. Решили все это разделить. Четыре человека, и я в их числе, перешли во вновь созданный магазин. Так и появилась «Нота Плюс». День рождения мы отмечаем 25 ноября, хотя дата регистрации была несколько раньше. В тот день случилась первая продажа — вот его мы и считаем настоящим днем рождения.

Почему вы назвали магазин «Нота Плюс»?

Почему «Нота», я думаю, объяснять не надо. А вот «Плюс» появился по причине проверок на уникальность названия. Что-то уже называлось «Нотой» — добавили «Плюс».

На сайте компании указано, что вы в коллективе «почти с первого дня работы компании». Почему почти?

На самом деле больше, как я говорил выше. Но я уходил на 1 год из «Ноты Плюс» в середине 90-х, работал в аудиторской компании. Причина этого поступка? Как и все, пытался открыть другие горизонты. Потом понял, звук — это мое. Однако когда вернулся, сначала занимался телевизорами. «Нота Плюс» взяла на дистрибуцию Loewe. А все тогда увлекались аудио, телевизорами торговать коллективу было неинтересно. Но я взялся и очень успешно продавал, пока бренд не начал уходить в национальные сети, которые его окончательно и добили. В конце 90-х направление по телевизорам у нас закрылось.
В 2002 году я стал генеральным директором «Ноты Плюс». Так и работаю уже более 10 лет.

Когда «Нота Плюс» стала заниматься дистрибуцией?

С самого начала. Дело в том, что ТД «Романов» первым в Россию привез Onkyo, одним из первых начал поставлять Denon, напрямую поставляли Philips, Aiwa. Если помните, у всех этих фирм в те времена были Hi-Fi-деки и другие качественные устройства. Потом все эти бренды перешли в «Ноту Плюс». Позже мы поставляли в Россию REL, Ixos, Audio Pro, упомянутые выше Loewe, Barco, SAP, TAD. Брендов было много. И многих из них именно мы привезли сюда. Но мы никогда не хотели заниматься одним направлением, быть только дистрибьютором. Хотелось всего сразу. Как показало время, мы правильно поступили. Да, мы не стали огромной компанией и вряд ли когда-нибудь станем. Но мы одни из «старейшин». Возьмем салон. Мы всегда оставались на одном месте по этому адресу — Большая Ордынка, 50. Более того, перед «Нотой Плюс» здесь был тоже наш магазин, только с другой вывеской — «Дом 50».

Как вы решаете, с каким брендом работать, а с каким нет?

Нота Плюс

Если бренд нам нравится… точнее не бренд, а продукция компании. Если она вписывается в наше понимание того, как должна звучать или показывать техника, это наш выбор. И качество, и надежность — все должно соответствовать, чтобы тебе потом не было стыдно это предлагать покупателю. Дальше, когда начинаешь работать, уже судишь, как строятся отношения с компанией, как она выполняет обязательства, обеспечивает сервис и т.д.

Каким образом вы находите новые бренды?

Часть брендов мы нашли на выставках в Лас-Вегасе, Мюнхене, Лондоне. Тут следует объяснить один момент. У нас есть основной бренд — ProAc. Поэтому часто мы выбираем то, что будет хорошо с ним согласовываться.

Бывает, и нас находят. Например, Audio Valve сами приехали в Москву, ходил их представитель по комнатам в конгресс-отеле «Ирис», где проходили раньше выставки, спрашивал, не хотите ли стать дистрибьютором. Это небольшая немецкая компания, по сути, hand-made. Мы послушали — понравилось. Съездили к ним в гости, поговорили и решились. В первые годы люди говорили: «Да ладно, это китайщина какая-то». Но прошло 5 лет, сейчас это узнаваемый бренд. Продукция действительно сделана в Германии, в отличие от многих известных всем псевдоевропейских брендов.

Менялся ли ваш портфель брендов в последние годы?

Совсем немного. Появился Lindemann — малоизвестный бренд, хотя им пробовали заниматься в России до нас. Это очень качественная, но, к сожалению, довольно дорогая техника. Еще Burson Audio. Людям нравится, он в своей ценовой категории обыгрывает многих конкурентов. Не так давно Actyna Technologies стали возить. Вот ее мы нашли случайно. Дело было как: шли мы по выставке в Мюнхене и смотрим, что практически на всех стендах у аппаратуры и колонок ножки одинаковые. Присмотрелись, сфотографировали, спрашиваем: «Что это такое?» Нам ответили: «Actyna». Крохотная бельгийская компания, производит всего два наименования — Aris и DynAns.

Мы съездили к ним в гости, привезли в салон и не поверили своим ушам! Продавать такие вещи можно одним способом. Ставишь на них аппаратуру или колонки и предлагаешь человеку послушать, потом убираешь их и опять включаешь то же самое. Человек спрашивает: «Что ты сделал?» Потому что ощущение, будто систему поменяли. Это единственный известный мне бренд, выпускающий антирезонансные ножки, эффективность работы которых не зависит от приложенной нагрузки: 1,5 кг — работает, 50 кг — работает с той же эффективностью.

В конструкции использован патентованный компаунд, который переводит механические вибрации сразу в тепло, минуя все промежуточные стадии. А в серии DynAris еще и пьезокристаллы запрессованы, что дополнительно вносит стабилизацию за счет электромеханических взаимодействий. Сейчас он продается очень хорошо, многие клиенты меняют свои прежние ножки на Actyna. Не назову дефицитом, но потребность такова, что мы не всегда обеспечиваем ее поставками. Кстати, скоро линейка дополнится уникальной кабельной продукцией — образцы уже отслушали, скоро, надеюсь, предложим нашим клиентам.

Расскажите об инсталляционном отделе компании.

Нота Плюс

Отдел вырос из домашних кинотеатров. Когда сложилась такая ситуация, что «простой смертный» самостоятельно установить и настроить их уже не мог.

Позже, помимо ДК, стали ставить автоматизацию, управление и прочее. У нас небольшой проектно-инсталляционный отдел непосредственно в салоне, мы можем спроектировать кинотеатр, поставить управление: Lutron, Crestron, AMX и подобные. Мультирум на несколько зон — не вопрос. Но когда это большой объект, где требуется комплексное управление системами кондиционирования, слаботочными сетями, охраной, отоплением и т.п., мы передаем в специализированную компанию нашего ТД.

Есть инсталляционные компании, которые пришли из AV, но начали заниматься всем, или, наоборот, кто недавно только добавил себе AV-направление. Мы же хотим заниматься только тем, в чем уверены, в чем имеем профессиональный опыт, проверенный годами, а для всего остального у нас есть надежные, проверенные партнеры с огромным опытом в своей области.

В одном из залов у вас продаются виниловые пластинки. Еще один вид деятельности?

Это отдельная история. Примерно 6 лет назад я познакомился с Дмитрием Паюком, более 20 лет он занимается пластинками, постоянно ездит в Европу, США, знает все выставки, барахолки, магазинчики, частных коллекционеров. Дмитрий предложил мне создать отдел в нашем салоне. Я понимаю, что та площадь, которая под них отдана, никак не окупается с точки зрения полученной прибыли, но происходит расширение круга покупателей. Сегодня человек купил пластинку, а завтра вертушку, послезавтра — усилитель. Скорее это маркетинговый инструмент.

Сейчас, по прошествии стольких лет, я могу точно сказать, что был прав на все 100 процентов. Только ленивый салон в Москве не попытался нас скопировать. Для нас очень важно, чтобы пластинки были хорошо отобраны, были, буквально говоря, чистыми (после некоторых барахолок приходится ох как долго руки отмывать). Сейчас мы начали предлагать и обычные пластинки по минимальной цене. Не всем нужен первопресс.

Кстати, о ценности первопресса. Были у нас две одинаковых пластинки The Beatles «Please Please Me», Parlophone, тот самый, что Gold print. Обе пластинки в идеальном состоянии, только у одной чуть конверт потертый. Стоимость их 6000 и 3000 долларов соответственно. Я и сам не думал, что музыка может так звучать. Там же моно! В тот момент, когда иголка опустилась на заходной трек, музыки еще не было, я не понял, что произошло. Монозвук же, а он просто вокруг. Шуршание иглы, ничего более, но такая атмосфера! Я не знаю, что за чудеса. Это из разряда «так не бывает». Но вот было.

Что вы считаете самым важным для компании?

Стержень компании — коллектив. Уверен, другого такого не найти! У нас очень маленькая текучка. Работа в «Нота Плюс» — это всегда хорошая рекомендация. Кто уходил, открывал свой бизнес, кто-то перепрофилировался в инсталляторы. Обычно у нас работают по многу лет, например шесть человек в «Нота Плюс» уже 18 лет. Реально я другого такого коллектива не знаю. Отношения дружеские. Бывает, конечно, ругаемся, но зато все честно. И к клиентам честное отношение. У нас какой подход: продажа важна, но не любыми средствами. Не надо впаривать!

Человек пришел, покажите ему, пусть он сам делает свой выбор. Навязать что-то, слить, чтобы получить бонус, — никогда у нас такого не было. Да, людям иногда нужно подсказать направление, дать совет: «Вот, обратите внимание, еще и такая штучка есть». Он сейчас, может, не купит, но потом вернется. Причем люди знают консультантов и рекомендуют их своим друзьям. Иногда звонит клиент в салон: «А Михаил сегодня работает? Нет? Я тогда завтра подойду».

Что сегодня отличает рынок от того, каким он был в момент основания компании?

Многое изменилось. Сегодня рынок переполнен предложением, неадекватным количественно. Это касается не только России, но и остального аудио-рынка. Многие бренды деградировали — что-то ушло в корпорации, какие-то бренды выкуплены китайцами. Уважаемые ранее, они по инерции уважаемы и сейчас, но ничего собой не представляют. Идет эксплуатация старого имени, при этом подход к ассортименту, воспроизведению и качеству изготовления, мягко говоря, изменился.

Если говорить о людях, то энтузиасты остались. Их состав несколько поменялся, пришли другие технологии, другие интересы. По большому счету 99% населения весь этот High End не нужен. Говоря в целом, как был, так и остался High End рынком энтузиастов.

У вас же в журнале читал статью Джека Ии-глиша из Stereophile, написанную в 90-х годах о том, что High End мертв. Уже тогда все считали, что High End не жилец. А вот ничего, живем и развиваемся. Более того, в последние годы видим ренессанс винила. И даже молодежь приходит, причем непонятно, откуда они про винил узнали. Моя версия — диджейская культура. Я для себя открыл, что и у диджеев, оказывается, есть хороший и плохой винил. Тот, который дешевый, и тот, который стоит безумных денег.

Обычно говорят, что главные изменения последних лет — это смена носителей.

Еще в 90-х я читал статью в одном из журналов, где было написано примерно следующее: «Когда вам предлагают купить The Beatles на минидисках, задумайтесь, вас хотят обуть в пятый раз!» Виниловые пластинки, катушки, кассеты, компакт-диск, мини-диск. А потом: SACD, DVD-Audio, MP3, Blu-ray, а сегодня уже HD-треки. Вот и подумайте, сколько раз можно купить The Beatles.

Всего 5 лет назад ни один цифровой носитель не приближался по качеству к CD. А сегодня мы можем честно себе признаться — CD мертв. Осталось ему жить только в руках аудиофилов, кому важно подержать диск в руках. Коллекционная вещь.

Все уходит в поток, твердотельные накопители, NAS и т.п. И можно купить HD-треки напрямую у студий — вот уж качество, не достижимое ранее ни на каких носителях.

Конечно, бывает, к нам попадают те же первопрессы виниловые, записываем их на пленку — звучат еще лучше. Я не могу этого понять, да и не только это… Я, инженер по образованию, даже себе не могу объяснить, почему сетевой провод от усилителя до розетки меняет звук. И не хочу объяснять, я слышу — и мне этого достаточно.

Считаете ли вы себя аудиофилом?

Нота Плюс

Нет. Иногда я в шутку говорю клиентам — меломания и аудиофилия, это своего рода болезнь, причем неизлечимая. Это неплохая болезнь, многим лучше других «филий», но проблема «филов» в том, что они перестают слушать музыку или смотреть кино. Они обсуждают достоинства кабеля, разрешение динамиков в среднем и низкочастотном диапазоне, скорость нарастания сигнала и макродинамику, но забывают о главном, для чего все эти инженерные ухищрения изобретены. О музыке. Бывают курьезные случаи.

Приходит покупатель и говорит: «Колонки РгоАс Studio 100 хорошие?» — «Хорошие». — «А если внутренние поменяю провода?» — «Можно и поменять». — «Акустические терминалы им Mitchell делают?» — «Да». — «А если я другие поставлю?» — «Ставьте». — «А еще вот тут динамики советуют…» Тут уже говоришь: «Слушайте, а не дороговато за 3000 долларов конструктор покупать?»

Сейчас появилась новая категория — увлеченные винтажной техникой. Я ее и сам признаю, у меня дома стоит Thorens 2000 с золотым ключиком. Отличная система, хотя винтажной пока рано называть, ей чуть больше 15 лет. Да и коллекция старых радиоприемников в моем кабинете никого не оставляет равнодушной. Но, как правило, эти люди приобретают старые колонки, несмотря на то что подвесы осыпались, диффузоры провисли, а корпуса рассохлись и ждут чуда, пытаясь убедить себя и окружающих в том, что именно так и должно быть… Иногда действительно можно найти уникальное винтажное изделие, однако поймите, чтобы оно заработало как нужно, придется приложить немало физических и материальных усилий.

Какую музыку любите?

Я с удовольствием слушаю отдельные классические произведения, но вряд ли пойду в концертный зал. Не мое. Я не фанат рока, более того, скажу кощунственную вещь — я никогда не понимал Deep Purple, сегодня равнодушен к Pink Floyd, хотя в детстве заслушивался и почти поклонялся «Wish You Where Неге». Как поклонялся и Queen, и Фредди Меркьюри, почти плакал, когда он умер. Иногда с огромным удовольствием могу включить AC/DC или Black Sabbath. Аюблю джаз, но не импровизационный. Блюз, босса-нову, да много что могу послушать. Правда, фанатизма, как в молодости, уже нет. Музыка должна соответствовать настроению и обстановке, тогда она, вне зависимости от жанра, доставляет удовольствие.

Какой совет вы дадите читателю нашего журнала, решившему серьезно подойти к вопросу покупки домашней Hi-Fi-системы?

Выбирайте своими ушами. Меньше внимания обращайте на чужое мнение. Обходите стороной за-ыленные рекламой бренды, у которых маркетинга в цене больше, чем звука.

И бегать от продавца к продавцу — это неуважение. Не обижайте человека, если он провел с вами работу. Очевидно, что продавец тоже хочет кушать и должен заработать. Я реально вижу, как на форумах пишут: «Ты сходи в «Ноту Плюс», послушай, а я тебе потом помогу купить дешевле». Ведь фактически вы крадете у человека, который действительно с вами работал. Цените внимание, порядочность и будьте благодарными.

Написать отзыв

*